вернуться к оглавлению

Предисловие

Такого термина как “бытовое христианство” в принципе не существует, но между тем явление это одно из распространённейших. Таким термином можно было бы охарактеризовать отношение ко христианству людей, обычно не утруждающих себя углубленным изучением вероучения, но считающих себя между тем людьми верующими. Как раз этот самый недостаток религиозного образования, а порой и простое недопонимание и приводит к заблуждениям. Всё бы конечно ничего, но заблуждения эти порой могут претендовать на истинность, и в последствии развиваться, культивируя ложные убеждения. А это уже прямая дорога к различным духовным неприятностям (к сектантству, например).

Впрочем, наверняка это проблема не только христианства. Скорее всего то же самое можно было бы сказать и о других религиях, но отсутствие “бытового” опыта жизни в другой культуре не позволяет сделать такого вывода с определённой долей уверенности. Семидесятилетнее отсутствие нормального религиозного образования, отсутствие доступа к правильной религиозной литературе, и проч. привело к появлению, по крайней мере в России, целого поколения “бытовых православных”. Конечно, несмотря ни на что, многие были крещены и имеют некоторое понятие о церковных праздниках, обрядах и т.д., но, зачастую и только. Именно что только и “имеют понятие”. Порой это “понятие” доходит до абсурда, и кажется люди просто не представляют, о чём они говорят, и что страннее всего - не хотят изживать в себе эту элементарную невежественность.

Чтобы определеннее показать, кого я назваю “бытовыми православными”, приведу характерный диалог между ними:
- Завтра “Казанская” - говорит один.
- Чего? - переспрашивает другой.
- Ну как же, праздник такой, НАШ, ПРАВОСЛАВНЫЙ.
- А что он означает?
- Ну... я точно не знаю... Знаю что праздник такой церковный. Говорят, ничего делать нельзя.
- И чем завтра займёшься?
- На дачу поеду, грядки прополоть надо.
- ???

В лучшем случае “бытовой православный” вспомнит, что праздник называется “Казанская Божья Матерь”, но какой-нибудь провокационный вопрос, типа: “А что, разве Матерь Божья в Казани родилась?”, наверняка поставит его в тупик. Впрочем это, пожалуй, самый патологичный случай.

Религиозное невежество порой принимает и более завуалированные формы. Заблуждение не всегда явно проявляет себя, оно может быть хорошо замаскировано даже относительно хорошим религиозным образованием. Причины заблуждений в таком случае могут скрываться либо в некоторой невнимательности, либо в отсутствии элементарного “религиозного здравого смысла”. (Термин этот, впрочем, тоже доселе не существовавший, но, как мне кажется, весьма полезный. Возможно для атеиста его формулировка покажется абсурдной, но для комментирования некоторых заблуждений он, я думаю, просто необходим.)

Именно отсутствие религиозного здравого смысла, как мне кажется, занимает второе место после отсутствия религиозного образования в формировании религиозных заблуждений. Причём эти заблуждения оказываются даже более стойкими, чем заблуждения, вызванные недостатком образования. Происходит это из-за того, что человек, считая себя религиозно просвещенным, не допускает и мысли о своей неправоте, и разубедить его подчас бывает очень трудно, не прибегая к “религиозному здравому смыслу” (полезный всё таки получился термин). Заблуждениям такого рода подвержены, в первую очередь, религиозные фанатики, и, иногда, очень эмоциональные неофиты.

Возможно, что-то из описываемого ниже, покажется, особенно какому-нибудь яростному “бытовому” ортодоксу, злостной ересью и ложью. В таком случае мне остаётся только посоветовать перечитать предыдущие абзацы, и повнимательней отнестись к приводимым доводам, доказательствам и ссылкам на авторитетные источники. Вместе с тем, поспешу заметить, что всё здесь описанное, я не собираюсь объявлять абсолютной истиной. Скажу лишь цитатой из Григория Нисского, написавшего однажды по поводу одного из своих рассуждений: “Истинное учение ясно ведать возможно одной Истине, а мы, сколько можем вместить от неё, некоторыми догадками и предположениями следя за ней, о предмете настоящего исследования думаем так.”

продолжение следует…

 

вернуться к оглавлению


© LGA

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Используются технологии uCoz