И предал я сердце моё тому, чтоб исследовать и испытывать мудростию всё, что делается под небом: это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём. Екклесиаст, 1:13 “Религия - путь к успеху и процветанию” Начать я думаю с не очень правильного, на мой взгляд, убеждения, распространённого в народной массе, что религиозная жизнь и следование религиозным обрядам обязательно должны привести к каким либо материально воплощённым благам: к большой продолжительности жизни, излечению от болезней, материальному благополучию, и т.д. Наверное, большинство молитв “бытового христианина” посвящены этому.Как же это может быть заблуждением? - спросит “бытовой христианин”, история христианства просто кишит сведениями о чудесных излечениях. И не для того ли люди обращаются к религии, чтобы улучшить свою жизнь? Совершенно верно. Свидетельств о чудесных исцелениях, порой от самых неизлечимых болезней, действительно очень много. И их достоверность никто не собирается ставить под сомнение. Но, к сожалению, в первую очередь именно на эти моменты чаще всего и обращает внимание “бытовой христианин”. Почему -то всё другое напрочь ускользает из его поля зрения.История христианства, история святых, - это в первую очередь история мучеников и страдальцев. Обратите же на это внимание. Никто из святых, “людей Божьих”, не жил в роскоши и богатстве. Наоборот - очень многие из них жили в нищете, лишениях, были жестоко мучимы и убиты. Достаточно открыть Жития Святых чтобы убедиться в этом. Все апостолы, кроме Иоанна, были умерщвлены мучительными смертями. Да что говорить об учениках, если и сам Христос, Сын Божий, был убит в самый расцвет жизни, в 33 года, и не быстрой безболезненной смертью, а очень медленной и мучительной(!), будучи сначала подвержен моральным и физическим унижениям(!). Почему-то многие об этом забывают. “Бытовой христианин” просит у Бога денег, здоровья и долголетия, забыв о том, как прожил жизнь земную сам Сын Божий - образец жизни правильного христианина.Религиозный путь - это не дорога к успеху и процветанию, - это тяжёлый путь к совершенно другим ценностям, к совершенно другому богатству, отнюдь не материальному. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут; Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” - говорит Христос (Евангелие от Матфея 6:19-21). А люди наоборот, просят в молитвах избавить их от бедности, и дать им денег побольше. “Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; И ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Евангелие от Матфея 19:23,24), но и на эти слова мало кто обращает внимание. Западные исповедники “бытового христианства” пошли “ещё дальше” - там едва ли не в порядке вещей молиться чтобы пришла первой беговая лошадь, на которую сделана большая ставка, или за победу любимой спортивной команды. Комментарии здесь, как говорится, излишни. На протяжении Ветхого и Нового Заветов проходит фраза: “Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему” Если кто усомнится в правильности цитаты, читайте в Книге Притчей Соломоновых Гл.3:12, Послании к Евреям Апостола Павла Гл.12:6, Откровении Иоанна Богослова Гл.3:19. Как можно заметить фраза эта далеко не случайна. Однако, как правило, если она и замечается, то сразу же игнорируется. “Как же так? Наказание - выражение любви Божией? Не может быть!”, - говорит про себя “бытовой христианин”, впадая в мечтательность и упоённо зачитываясь например , описаниями чудес и исцелений, происшедших по молитвам Серафима Саровского. Если далее, в Житии Святого, он прочитает о том как на Старца Серафима, живущего в лесу в уединении, напали разбойники и избили его до полусмерти (не убили лишь по тому что думали что он уже мёртв), он опять не поверит глазам своим. Религия всё равно останется для него моральной “палочкой-выручалочкой” в трудных ситуациях.“Пока гром не грянет, мужик не перекрестится” - характерная поговорка, иллюстрирующая психологию “бытового христианина”. Неправильное понимание сущности религии “вообще” - вот главная его ошибка. Он не старается понять, что религия это нечто большее чем воплощаемые чудеса, чудесные выздоровления и церковные праздники. Именно чтобы пробудить реальное, правильное восприятие религии (а не лубочно-красочное), я и привожу обратные примеры религиозной действительности, которые, повторюсь, каким-то неведомым образом ускользают из поля зрения “бытового христианина”. Не стоит, однако, превращать заблуждение о “выгодности” религиозной жизни в обратное. Ведь действительно, происходили и происходят исцеления по молитвам, люди спасаются от гибели и т.д. Просто к этому нужно правильно относиться, с правильным пониманием. Иначе, из-за неправильного понимания (скажем, из-за иллюзорных надежд) можно даже превратиться в закоренелого атеиста. Пример такого перехода произошёл на моих глазах. Один мой знакомый рассказывал, что во время тяжёлой болезни своего родственника, которого он очень любил, он молился о его выздоровлении. Этот родственник умер. У моего знакомого, сильно переживавшего смерть родного человека, остались лишь негодование и претензии к Богу, и он стал радикальным атеистом, “убедившемся на собственном опыте в отсутствии Бога”. Чтобы такого не происходило и нужно развивать в себе правильное понимание религии .Все люди смертны, всем людям когда-либо придётся умереть - это один из жизненных законов, не подлежащих “редактированию”, как бы этого не хотелось. Также все люди подвержены и болезням. От этого тоже никуда не денешься. И чтобы правильно оценить сваливающиеся на нас неприятности, нужно научиться осознавать их причину и природу. Именно поэтому очень важно научиться понимать, что переживаемые болезни, как и прочие неприятности, - это последствия всей нашей предыдущей жизни, предыдущих поступков. “Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его” (Книга Пророка Иеремии, Гл.17:10). Вполне резонно возникает вопрос: Так как же тогда “правильно”, с религиозной точки зрения, реагировать на происходящие неприятности? Как же в фатально складывающихся ситуациях формулировать молитву, если не просьбой о помощи, с надеждой на какую-либо реакцию свыше? Ответ довольно прост, и найти его можно в самом Евангелии, т.к. для христианина примером правильного поведения, даже при самых страшных обстоятельствах, должен быть сам Христос. Придя в Гефсиманский сад перед самым предательством Иуды, зная о предстоящих пытках и смерти, Он, как описывает Евангелист Матфей, “скорбит смертельно”. Одно из самых распространённейших заблуждений, что Христу, как Богу, было легко и просто пережить издевательства и пойти на казнь. Будучи Богом, Он, одновременно, был таким же как и мы человеком, наделённым нашими человеческими качествами, в том числе, возможно, и элементарным человеческим инстинктом самосохранения. В подтверждение этой мысли читаем далее в Евангелии от Матфея (Гл.26:39): “И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.”. Вот пример из примеров правильного религиозного отношения даже к самым страшным обстоятельствам, - ибо что на земле может быть хуже моральных унижений, физических пыток и медленной, мучительной смерти. А это именно то, что пришлось пережить Христу. В молитве должно быть не “требовательное прошение”, столь свойственное “бытовому христианину” - “Помоги мне!!!”, с внутренним, быть может и неосознаваемым (до поры до времени) оттенком: “ведь Ты же Всемогущий Бог, и если не поможешь, то какой же Ты тогда Бог!”, а смиренное Христово - “Если возможно, помоги мне. Пусть всё произойдёт не так как я того хочу, а как того хочешь Ты”. И это, пожалуй, самый правильный подход. Вполне возможно, что при долгом отсутствии “реакции свыше” может возникнуть, казалось бы небезосновательное, чувство богооставленности. Но оно не должно смущать правильного христианина, ибо и самому Христу, Сыну Божию, пришлось пережить это. Что же ещё, как не это чувство, мог испытать Он, провисев на кресте несколько часов(!) с пробитыми гвоздями руками и ногами, восклицая “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Евангелие от Матфея 27:46, Евангелие от Марка 15:34)?Всё что ни происходит, происходит так, как и должно происходить. И все испытания, пожалуй, следует принимать руководствуясь именно этим принципом, без присущего “бытовому христианину” роптания. К тому же, повторюсь, следует помнить, что все происходящие с нами неприятности - это проекция на нашу жизнь наших же собственных плохих поступков. И ответственность за их последствия - простое проявление Справедливости. продолжение следует…
|
© LGA |
|