Заблуждение 4.
“Представления о дьяволе” Не меньше заблуждений, чем с представлением о Боге связано и с представлением о Его противоположности - дьяволе или сатане.Начну с простого. Не смотря на отсутствие в Библии какого либо “физиологического” описания дьявола как волосатого существа с рогами, копытами и хвостом - именно таким (или приблизительно таким) его чаще всего представляет себе бытовой христианин. Причины такого представления идут ещё с тёмных (и в религиозном смысле) средневековых времён - именно так, тогда, в народной среде стали изображать дьявола, дабы как-то его вообще изображать и, естественно, не в лучшем виде. Но, повторю, каких-либо библейских подтверждений этому изображению не существует. Как же тогда может выглядеть дьявол на самом деле? В Библии существуют лишь символические описания, которые не стоит принимать напрямую. И так же как и в случае с попытками описать Бога (см.Заблуждение 3), следует помнить, что дьявол - существо “духовное”, т.е. находящееся вне материального, человеческого понимания, и любые человеческие, только физиологические представления наверняка будут ошибочными. Многие просто боятся думать и размышлять на эту тему, однако, некоторое представление о сущности дьявола всё же необходимо иметь. Для чего? Да для того, чтобы распознать его, и научиться с ним бороться. Именно поэтому следует узнать о нём как можно больше. Ни в коем случае не стоит делать вид и внушать себе что дьявола не существует. Как раз наоборот - в нашей сегодняшней, земной жизни стоит побольше внимания уделить его распознаванию - ибо он - князь мира сего, и имеет на нас гораздо большее влияние чем нам кажется. Игнорировать его влияние - только вредить самому себе, т.к. дьяволу это будет только на руку. А примитивное представление о нём, как об уродливом карлике с хвостом - очень искусная дезинформация, наверняка подкинутая им же самим. Согласно традиционному христианскому (не бытовому) представлению, основанному на библейских текстах, дьявол был когда-то одним из самых могущественных, или даже самым могущественным из ангелов Божиих. Назваемый Люцифером (т.е. Светоносным), он был поставлен очень близко к Богу, и занимал очень важный пост в ангельской иерархии. Возгордившись этим, Люцифер счёл себя равным Богу, и в доказательство своего равенства решил во всём противопоставить себя Ему. То есть абсолютно всё существовавшее тогда гармоничное мироустройство Люцифер решил поменять на обратное, встав в его главе. С тех пор мир разделился на добро и зло. Люцифер был низвержен на землю и началась та самая непримиримая борьба зла с добром, дьявола с Богом. И, как я уже писал в конце прошлой главы, человек оказался основным действующим лицом в этой битве. Часть ангелов, называемых теперь демонами, встала на сторону Люцифера, другие ангелы остались на стороне Бога - и их позиции, и тех и других - однозначны и постоянны, а вот человеку, единственному из существ была предоставлена возможность выбирать, на чьей стороне оказаться (с вытекающими отсюда последствиями).Всё это описание истории взаимоотношений Бога и дьявола, конечно же довольно упрощённое, условное и символичное (см. Исаия 14:12-15, Иезекииль 28:13-19, Лука 10:18 и др.). И эта битва - конечно же символ, а не какое-то место, где сражаются ангелы и демоны, вооружённые мечами и копьями. Борьба эта ведётся совсем другими методами, научить распознавать которые, быть может и есть одна из основных задач христианства (как и всякой другой религии). Доподлинно известно одно, о чём не раз упоминается на протяжении всей Библии - что земля принадлежит дьяволу и находится во владениях его. Весьма неутешительное высказывание, но это так. В Евангелии от Луки, например, об этом можно узнать из “искусительной” беседы дьявола с постящимся в пустыне Христом (Гл.4:6): “И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее”. В Евангелии от Иоанна сам Христос неоднократно называет дьявола “князем мира сего” (Гл. 12:31, 14:30, 16:11). Много подобных высказываний, как прямых, так и косвенных, можно встретить и в Ветхом Завете. Например, в Книге Иова (Гл. 1:7, 2:2, 9:24): “И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле, и обошел ее”. В связи с этим, ещё раз повторю, - следует больше внимания уделять дьявольским проискам и научиться их вовремя распознавать, раз уж мы находимся непосредственно в его владениях.Несмотря на сделанный ранее вывод о неправильности каких-либо материалистических представлений о ангелах и демонах, многие всё же вспомнят, что случаев их явлений людям описано довольно много (в Библии, Житиях Святых). Какими же тогда их могли видеть люди? Для полноты ответа на этот вопрос и очевидности выводов, стоит, пожалуй, выйти за рамки только христианства, т.к. духовные существа, которыми являются ангелы и демоны, присущи всем религиям, а не только христианству. При необходимости духовные существа действительно являют себя людям в видимом облике. Но представители разных религий видят их совершенно по разному. Для христианина - ангел - светловолосый юноша, в белой одежде, с крыльями за спиной; в восточных религиях это, как правило, какое-либо многорукое божество, сидящее “в позе лотоса” и т.д. Из этого можно сделать вывод, что духовные существа предстают перед человеком в разнообразных физических формах в зависимости от ожиданий и религиозных представлений самого человека. Для чего? Да чтобы не смущать или не пугать человека излишней метафизичностью горнего мира .Если бы, к примеру христианин, увидел ангела не совсем в том виде в котором он ожидал бы его увидеть, он вряд ли смог бы адекватно отреагировать на его слова или действия. Он больше был бы занят вопросом что с ним происходит и кто предстал перед ним? Для христианина будет “нормальным” увидеть и воспринять слова ангела или его действия более менее адекватно, если ангел предстанет перед человеком именно в том виде, в котором человек и ожидал его увидеть. Однако этим с лёгкостью может воспользоваться в своих целях и дьявол. Ведь будучи по своей природе ангелом, он вполне может предстать перед человеком и в светлом, сияющем облике (всё таки Люцифер - светоносец!), когда спутать его с ангелом (в традиционном представлении) проще простого. См. 2-е Послание К Коринфянам, Гл.11:13-15: “Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды”. После такого “ангельского” явления, человека будет крайне трудно переубедить, что с ним беседовал вовсе не тот, о ком он думал. Излишне даже говорить, что последствия таких “явлений” будут крайне печальными. (Для иллюстрации такой ошибки можно привести в пример фильм Мартина Скорцезе “Последнее искушение Христа”. При всей спорности и сомнительности религиозных достоинств фильма, тот эпизод, где явившийся Христу светловолосый мальчик - ангел, оказывается в последствии дьяволом - очень показателен и красноречив) В связи с этим крайне мудрым можно назвать воспоминание монаха Силуана (жившего в 20-м веке в эмиграции. О нём снят документальный фильм “Старец Силуан”) об одной из его главных молитв, в которой он просил Бога, что бы ему никогда в жизни не пришлось увидеть какого-либо видения: Дабы не засомневаться, и не принять посланное видение за что-либо другое.Но есть ли какой-либо способ распознавания дьявола, если уж он такой “мастер маскировки”? Пожалуй для этого следует хорошо знать его проявляемые свойства. И хотя все они, как правило, очень хитро завуалированы, суть их вполне очевидна: Любое дело, утверждение, действие или намерение противоречащее библейским заповедям, противоположное добру - наверняка будет иметь дьявольское происхождение. Следует подчеркнуть, что утверждение это конечно же вполне очевидное, и многие скажут что это и так понятно, но не многие смогут на практике непредвзято отличить “форму” от “содержания”. Например, крестовый поход или сожжение еретика на костре в средние века считались явлениями христианскими, шли от церкви, но, конечно же, были управляемы и инициированы дьяволом. Многое, очень многое и сейчас делается дьяволом под хитрым прикрытием доброй маски. Как её отличить от истины? Об этом говорил сам Христос: “По делам их узнаете их” (Мф.7:16). Пожалуй, это один из самых правильных методов, позволяющих определённо распознать дьявольский промысел. Главное в нём (в этом методе) - сохранить непредвзятость и не начать оправдывать очевидное злодеяние, скажем, личными симпатиями или общепринятыми социальными правилами (например злодеяние, продиктованное как бы “справедливой” местью).Ещё одно, метафизическое свойство демонов или бесов, широко описанное в Библии и другой религиозной литературе - возможность входить в человека, и завладевать им. Если проанализировать примеры, приведённые в Библии, можно с большой долей уверенности сказать, что такие вхождения - вещь вовсе не метафорическая и иносказательная. Воздействие это, происходит, по всей видимости, на уровне психики человека. Для более правильного понимания этого дьявольского свойства следует привести примеры из Библии, описывающие такие моменты. В Евангелии от Луки (Гл.8:27-36), например, приводится эпизод изгнания Христом из человека легиона бесов: “Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека; потому что он долгое время мучил его, так - что его связывали цепями и узлами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал “легион” , потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло”. Довольно красноречивый и прямой эпизод. Или вот ещё одно высказывание Христа, упоминающее это свойство: “Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И пришед находит его выметенным и убранным; Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого” (Евангелие от Луки Гл.11:24-26, от Матфея Гл.12:43-45).Когда Лука описывал предательство Иуды, он так же прибег к описанию этого свойства (хотя этот момент можно воспринимать и метафорически): “Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати” (Евангелие от Луки Гл.22:3). Также можно заметить, что природу некоторых заболеваний, от которых исцелял Христос, евангелисты связывали именно с присутствием в человеке бесов: “Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить” (Евангелие от Луки Гл.11:14). Из этих приведенных отрывков можно заметить, что свойство это, видимо, для самого человека проявляется весьма незаметно. И человек совершенно не замечает дьявольского присутствия в себе. Может быть именно в связи с этим многие религии учат относится к себе как можно критичнее (т.е. исповедываться и раскаиваться в совершаемых грехах и т.д.) Иными словами, проводить временами духовную профилактику. продолжение следует…?
|
© LGA |